Разделы сайта

Учителя - участники Великой Отечественной войны

 

Из книги "Урок длиною в жизнь"

О судьбах в учительской профессии участников и ветеранов Великой Отечественной войны города Ставрополя, работников гимназии №25

Символом учительства является пеликан, птица способная пожертвовать собой, ради своих птенцов – пример самопожертвования. Люди, прошедшие через войну и ставшие потом педагогами, являлись и остаются символ стойкости и героизма для детей разных поколений. Они очень хотели жить, ждали и верили в будущий мир, пройдя страшную войну! И за тех, кто погиб, они старались дать знания и передать свой личный опыт, опаленный войной.

Судьба всех людей военного поколения, отсчитывается от Великой Отечественной войны. Это событие разделило двадцатый век на до и после войны. Те люди, которые пришли в школы несли в себе мудрость мира – боль за погибших, ненависть к врагу-агрессору, фашизму, уверенность в победе, решимость отстоять Родину-мать, уважение и благодарность тем, кто, оставаясь в тылу, продолжал жить, лечить, учить, готовить все для фронта и победы.

Одним из самых главных стимулом в педагогике является личный пример. Опыт, который получили педагогики в войне, позволял на собственном примере, наиболее достоверно донести до детей все необходимые нравственно-гражданские и военно-патриотические знания, необходимые для воспитания будущего поколения – гражданина и защитника своей Родины.

ЛЫСЕНКО МАРИЯ КОНСТАНТИНОВНА – учитель русского языка и литературы, ветеран труда, ветеран Великой Отечественной войны.

Родилась 20 ноября 1920 года в городе Ульяновске (бывший Симбирск). Её отец был кадровым военным, участником Гражданской войны, а мать – преподавателем русского языка и литературы на рабфаке. Когда отца перевели в Ворошиловск (ныне Ставрополь), он стал работать военным руководителем в СГПИ. С детских лет мама вложила в свою дочь любовь к русскому языку и литературе, поэтому после окончания средней школы № 3, в 1940 году, Мария Константиновна поступила на факультет русского языка и литературы в педагогический институт города. Однако война помешала будущему педагогу закончить это учебное заведение. С началом войны была в оккупации. В 1942 году Мария Константиновна становится вольнонаемной. Работала в госпиталях в Краснодаре и Форосе помощником врача, в эвакогоспитале 4548 – заведующей делопроизводством административной части. На фронте пробыла полтора года. По совету сестры вернулась к учёбе, восстановившись в институте. После окончания вуза учительствовала в татарской деревне Борчокрак под Симферополем. Через год вернулась в Ставрополь, работала в библиотеке, в вечерней школе. С 1948 по 1961 год преподавала в Железнодорожной школе. А с 1961 года Мария Константиновна стала обучать русскому языку и литературе учащихся в средней школе № 25. Была она и учителем-методистом, работала со студентами. В 1978 году М.К. Лысенко вышла на заслуженный отдых. Имеет награды за оборону Кавказа.


 

РУДАКОВА АННА СЕМЁНОВНА (1921 – 2010) – учитель начальных классов, отличник народного просвещения, ветеран труда.
Родилась в Карачаево-Черкесии в станице Зеленчукской. Окончив станичную школу, поступила в педучилище города Черкесска. До войны работала учителем начальных классов в черкесской школе. Война изменила привычную учительскую жизнь. Работала в тылу. А в 1954 году семья переехала в Ставрополь.
Свою педагогическую деятельность Анна Семёновна начала в школе № 25 в 1958 году. Опытный, талантливый педагог, она в совершенстве владела методикой обучения в начальной школе, активно участвовала в экспериментальной работе по апробированию и применению методов развивающего обучения под руководством известного педагога Л.В. Занкова. Отличительной чертой работы Анны Семёновны было воспитание у детей желания учиться, не делать разделения между «сильными» и «слабыми». Она помогала ребятам повысить свою самооценку, что являлось главным принципом педагога, умело создавала на уроке ситуацию успеха, позволявшую каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность. На ее занятиях дети всегда держались открыто, высказывали свою точку зрения свободно, без боязни ошибиться. Анна Семёновна со вниманием относилась к интересам своих учеников, учила мыслить, рассуждать, уважать чужое мнение. Учитывая психологические и возрастные особенности детей, педагог создавала в коллективе хороший психологический климат, при котором любой ребёнок чувствовал себя комфортно. Каждый урок Анны Семёновны – это целостное действо, где ученикам создавались условия для самовыражения, и где они могли быть самодостаточными.
В 1975 году Анна Семёновна вышла на пенсию, но продолжала трудиться в родных стенах, уйдя на заслуженный отдых лишь в 1982 году. А.С. Рудакова за свой педагогический труд была награждена многочисленными грамотами горкома КПСС, гороно и районо Ставрополя.

 

СТОЛПОВСКИЙ АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1913 – 1999) – учитель истории.
О своём прапрадедушке рассказывает ученик 2-Б класса Никита Шаповал: «С пожелтевшей фотографии на меня смотрит незнакомое лицо. Это мой прапрадедушка Столповский Андрей Константинович. К сожалению, я никогда не видел его, но в нашей семье хранят память о нём.
Со слов моих близких, я понял, каким неординарным человеком был мой прапрадедушка. Как он смог сочетать в себе удивительное трудолюбие, уважительное отношение к людям, большую любовь  к своей семье и в то же время жёсткость характера.
Андрей Константинович родился 9 октября  1913 года. Он окончил Ставропольский педагогический институт и стал учителем. Работал в селе Константиновском. Мой прапрадедушка участвовал в Великой Отечественной войне. Он отправился на фронт в самые первые дни войны и прошёл со своими боевыми товарищами через все испытания. Мой прапрадедушка участвовал во многих сражениях и был награждён за боевые подвиги орденами и медалями. После войны Андрей Константинович работал в КрайОНО (Краевой Отдел Народного Образования). Затем стал преподавать в 5-й школе, а потом и в 25-й. В нашей гимназии прадедушка работал учителем истории до самой пенсии, был и классным руководителем, а летом часто возил своих учеников в Домбай. Там в горах он ходил с ребятами в турпоходы и проводил уроки военной подготовки. Мне кажется, что это было очень интересно и занимательно!  За время работы учителем, а это около 50 лет, Андрей Константинович выучил  и выпустил много учеников. Фотографии выпусков разных лет до сих пор висят у нас на 3 этаже. И среди них почти на всех есть его фотография!  Он много работал, вырастил детей, радовался внукам и правнукам. Каждую весну с особым трепетом и волнением встречал годовщины Великой Победы.
К сожалению, моего прапрадедушки уже нет. Он умер 19 января 1999 года. Мне не пришлось увидеть его, я родился намного позже. Но я и вся моя семья всегда будем помнить о нём, о его нелегкой судьбе, о честно выполненном долге перед Родиной и перед нашей гимназией. Я очень горжусь им!».

 

 

ТОКАРЧУК ЕВДОКИЯ ВЛАДИМИРОВНА учитель русского языка и литературы, отличник просвещения, заслуженный учитель школы РСФСР.
Родилась Евдокия Владимировна в 1919 году. Задатки будущего учителя проявились у неё ещё в школьном возрасте. Вот что она рассказывала: «Начала я обучать людей грамоте, ещё будучи ученицей четвертого класса. Пионерская организация поручила мне научить читать и писать двух взрослых женщин – Ольгу Безродную и Прасковью Гаврюшеву. Заниматься приходилось по вечерам. Вернувшись с работы и управившись с домашними делами, они садились за буквари и писали буквы. Это были те памятные годы, когда по стране объявили всеобщий ликбез. Сколько радости видела я в глазах женщин, когда они стали самостоятельно читать слова и, держа в натруженных, мозолистых руках, не привыкших к такой тонкой работе, ручку, выводить первые буквы! Вот тогда я поняла, что нет большей радости в жизни, чем делать людей счастливыми. Позже, при всякой встрече со мной, эти две женщины старались сказать «спасибо» за то, что научила их грамоте. Они называли меня своей учительницей».
В 1937 году Евдокия Владимировна поступила в Ставропольский государственный педагогический институт на факультет русского языка и литературы. На втором курсе она вышла замуж за выпускника факультета естествознания Яна Прохоровича Токарчука. Окончание вуза пришлось на суровый июнь 1941 года, когда дипломы получили одни девушки. Юноши, не дождавшись последних госэкзаменов, ушли добровольцами на фронт. Официальный выпускной вечер состоялся спустя 50 лет – в 1991 году. По просьбе выпускников 1941 года его организовал ректорат СГПИ. Многих, очень многих не досчитались тогда бывшие выпускники. 22 июня сразу втянуло всех без разбора в огненный водоворот.
Серьёзная педагогическая деятельность Е.В. Токарчук началась в трудное время. Невинномысская средняя школа № 2 при знаменитом шерстомойном комбинате, куда направили молодую учительницу, считалась одной из самых новых и благоустроенных в городе. Дети «фабричных» и «мелькомбинатовских», окруженные начальственной заботой, близким соседством ухоженного парка и реки Зеленчук, не были обделены лирическим восприятием красоты родных мест.
…Первое сентября 41-го года. Первые уроки Евдокии Владимировны, посерьёзневшие лица учеников, родителей, всего школьного персонала, теперь уже чисто женского. Образы литературных героев, романтика и лирика великих классиков на фоне сурового дыхания войны, с резко наступившими страхами ожиданий, похоронками, душевной тоской и все возрастающей стойкостью характера, особенно в месяцы вражеской оккупации города. Обучение прекратилось с августа 1942 года, когда немцы сожгли красавицу-школу. Оккупацию Евдокия Владимировна переживала вместе с двухгодовалой дочерью Аллой и мамой Екатериной Гурьевной. Уже через несколько дней после освобождения Невинномысска в школе возобновились занятия. Для старших классов уроки проводили в просторной конюшне, которую некогда построил бывший заводчик Лапин. В ней поставили печки-буржуйки. Учителя и школьники принесли для занятий кто что мог из соседних сёл – Рождественской, Ивановской, Новой Деревни и других: табуретки, скамейки, столы, словом, немудрёную старую мебель. На школьный обед, если можно так его называть, давали по 50 граммов хлеба и по 10 граммов сливового повидла на ученика. Топить было нечем ни дома, ни в школе. Так и учились. Закончилась война. К радости Евдокии Владимировны, муж живым пришёл с фронта. Семья вернулась в Ставрополь, а в 1946 году молодая учительница русского языка и литературы переступила порог средней женской школы № 25. И вот её первый класс – 16 любознательных и весёлых глаз смотрели на своего классного руководителя. А потом были не только уроки русского языка и литературы, но совместные походы в кино и театр, а затем обсуждение увиденного. Первый выпуск Евдокии Владимировны состоялся в 1947 году. Все её ученицы в дальнейшем получили высшее образование. Шли годы. Благородный труд педагога в стенах родной 25-й не остался не замеченным. 25 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Е.В. Токарчук было присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Несмотря на то, что в 1969 году учительница ушла на заслуженный отдых, в октябре 1995 года Евдокия Владимировна представляла Ставропольский край на Всероссийском форуме по случаю празднования Дня учителя в Москве. Е.В. Токарчук может служить «примером высокого профессионализма, преданности педагогическому делу, любви к детям...», – так оценили её труд коллеги.


ТОКАРЧУК ЯН ПРОХОРОВИЧ учитель музыки, участник Великой Отечественной войны.
По воспоминаниям жены, Евдокии Владимировны Токарчук, Ян Прохорович музыку любил с детства. Сам смастерил себе скрипку, а когда подрос, дядя Роман купил племяннику старенький инструмент. Специальное музыкальное образование Ян Прохорович получил уже взрослым человеком. После службы в армии и окончания артиллерийского училища поступил в Ставропольский пединститут на факультет естествознания и в Ставропольское музыкальное училище, на вечернее хорово-дирижёрское отделение. Учился одновременно в двух учебных заведениях, а на жизнь зарабатывал тем, что руководил художественной самодеятельностью в ставропольской милиции. Яну Прохоровичу козыряли при встрече все милиционеры города.
Началась Великая Отечественная война, и молодой офицер истребительного противотанкового артиллерийского полка отправился на фронт. Но и там Я.П. Токарчук никогда не расставался со своим любимым инструментам, опровергая пословицу, мол, когда говорят пушки, музы молчат. Когда в июне 41-го солдаты грузились в эшелон, Яну Прохоровичу в порядке исключения разрешили взять с собой скрипку. Берегли, как могли, в обозе, в штабных машинах. И офицер-музыкант согревал солдатские души музыкой, благо, владел инструментом с детства…
А однажды, в бою на территории Польши, от осколков мины скрипка разлетелась в щепки. Тяжёлые фронтовые ранения… Кто из бойцов их не знал, не переносил. У Яна Прохоровича их было два. Выжил и снова в строй. Но скрипка, скрипка – потеря невообразимая… На помощь пришли его солдаты:
– Не печалься, командир, – сказали разведчики, – раздобудем другую.
Как раздобывали на немецкой земле – неизвестно, но нашли, только покрупнее и побасистее, чем погибший инструмент. Скрипка оказалась отменная, с историей. Внутри деки была надпись на немецком языке: «Точная копия В. Хойера. Шёнбах под Эгером в Богемии скрипки Антонио Страдивари, исполненной в Кремоне 1746 г. Музыкальный торговый дом Глатц. Шлезвиг – Голштиния». С этой скрипкой Ян Прохорович не расставался до конца своей жизни.
Вернувшись с фронта домой, Я.П. Токарчук посвятил себя музыке. Он руководил самодеятельностью в горпромторге, сельхозтехникуме, сельхозинституте, краевой филармонии, хором учителей при Доме учителя города Ставрополя, казачьим хором при Константиновской и Каменнобродской станицах, в школах № 9, 10, 25 и 64 города Ставрополя, но душой прирос к школе № 25.
До самозабвения влюбленный в музыку и работу с детьми, Ян Прохорович всё время подбирал тексты и музыку на определенные темы, готовил учащихся к районным и городским смотрам художественной самодеятельности. Чтобы прививать школьникам любовь к музыке, он начал работать над детскими операми-сказками: «Тим и Том», «Маша и медведь». Ему хотелось охватить как можно больше детей, увлечь их интересным делом. Оперный театр, созданный Я.П. Токарчуком, выступал и перед учащимися, и перед родителями, давал представления для горожан. Коллектив театра и его руководитель неоднократно становились победителями различных конкурсов и награждались грамотами и дипломами.
Выросли бывшие солисты и участники детского оперного театра. В 1986 году ушёл из жизни его вдохновитель и руководитель, но память о своём Учителе до сих пор хранят в своих сердцах повзрослевшие юные актёры.

 

ФЕДОСЕЕНКО АННА НИКОЛАЕВНА – учитель математики, участник Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда служила в санитарной роте, оказывала помощь раненным бойцам.
Родилась 11 мая 1922 года. В течение 17 лет работала в СШ № 25 г. Ставрополя учителем математики и организатором внеклассной и внешкольной работы с учащимися.
Ей были вручены знак «Победитель социалистического соревнования 1973 года», медаль «Ветеран труда», знак «За активную работу с пионерами» Центрального Совета Всероссийской пионерской организации имени В.И. Ленина.
Анна Николаевна была награждена почётными грамотами Центрального комитета ВЛКСМ, Центральной детской экскурсионно-туристской станции и Министерства просвещения СССР, крайкома КПСС, крайсовета народных депутатов, крайсовета профсоюзов, крайкома ВЛКСМ, крайоно, горкома КПСС, горкома ВЛКСМ, райкома КПСС и совета народных депутатов Ленинского района.

 

 

 

Создано 03.01.2015

Обновлено 14.05.2017

Комитет по образованию г.Ставрополя Телефон доверия ФЦИОР Единая коллекция ЦОР Единое окно доступа к образовательным ресурсам Портал Российское образование Министерство образования и науки РФ