Мастрюкова Раиса Евгеньевна, учитель истории и обществознания

Анисимов Сергей, 11г


Положение о политическом клубе "Гражданское общество"

Политический клуб "Гражданское общество"

Цели:

  1. Развитие и популяризация политического клуба старшеклассников «Гражданское общество» гимназии №25 г. Ставрополя.
  2. Социальная адаптация учащейся молодежи. развитие интеллектуально-творческой инициативы, развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, критического мышления;
  3. Активизация гражданской позиции учащихся
  4. Развитие навыков жизни в современном демократическом обществе: толерантности к различным взглядам, способности ос отстаивать свою идею;
  5. Формирование гуманистического мировоззрения, правовой и политической культуры учащихся  
  6. Воспитание духовных и нравственных качеств учащихся, воспитание патриотизма, гражданственности, культуры.
  7. Формирование гражданской идентичности

Задачи:

  1. развитие интеллектуально-творческой инициативы, развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, критического мышления
  2. Информирование учащихся об актуальных событиях, происходящей в стране и в мире.
  3. Проведение заседаний клуба для обсуждения наиболее интересующих социальных и политических проблем
  4. Приглашение к сотрудничеству других образовательных организаций города Ставрополя и Ставропольского края. 
  5. Формирование теоретических и практических знаний учащихся в области политики, культуры, социологии.
  6. Увеличение числа участников клуба.

Актуальность проекта обусловлена особенностями политического развития Российской Федерации как демократического государства, проходящего период становления. С учетом произошедших изменений в обществе, в сфере образования и культуры, развитие институтов гражданского общества является необходимым условием обеспечения стабильности и процветания страны. По словам Владимира Владимировича Путина, "Россия нередко сталкивается с серьезными вызовами, чтобы достойно на них ответить, укрепить наше самосознание, самостоятельность и суверенитет, нужно в первую очередь создавать атмосферу сотрудничества и доверия в обществе".
Федера льные Государственные Образовательные стандарты направлены на удовлетворение запроса государства и общества к образовательной системе – формированию ответственных, уважающих закон граждан и способствуют реализации приоритетной задачи образования – созданию условий для оптимального социально-личностного развития учащихся.

В условиях роста социального разнообразия в стране перед системой образования все более  выступают задачи обеспечения консолидации различных слоев гражданского общества, уменьшения социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур. Одной из основных задач стратегии социокультурной модернизации образования, без решения которых будут нарастать социальные риски в процессе общественного развития страны, является  целенаправленное формирование гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в российском обществе.

Гражданская (российская) идентичность – это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности прошлому, настоящему и будущему российской нации. Наличие российской идентичности у человека предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя (наша) страна», «мой (наш) народ», «мой (наш) город».
Гражданское общество - совокупность независимых общественных организаций и ассоциаций – является основой правового государства, поддерживая  инициативы граждан, стабилизируя общественные процессы. В рамках его существования каждый человек может выразить собственное мнение, таким образом видеть себя частью социума, что обеспечивает правовой и демократический статус государства.

Основой формирования гражданского общества является прежде всего молодежь, отсюда и вытекает идея создания политического клуба старшеклассников. Следовательно, молодое поколение нужно подготовить к такой ответственной социальной роли: развить необходимые навыки, укрепить теоретическую базу учащихся, сформировать гуманистическое мировоззрение, воспитать важные качества гражданина, а также дать установку на активную гражданскую позицию.

Зачастую у учащейся молодежи возникают многие трудности на пути к осознанию себя как полноценных участников общественных процессов. У ребят часто возникают трудности с развитием критического мышления, лидерских качеств, активности, формирования правовой и политической культуры, воспитания духовных и нравственных качеств.        

В рамках работы политического клуба имеется возможность помочь его участникам справиться с описанными трудностями и наиболее полно реализовать себя как личность.

Участвуя в заседаниях, зачитывая доклады, готовя информационные выступления и обсуждая наиболее острые проблемы страны и мира, учащиеся смогут полностью реализовать свою интеллектуально-творческую инициативу, развить коммуникативные, лидерские качества, способность отстаивать собственную идею, воспитать в себе патриотизм, гражданственность и культуру.

Также одним из важных аспектов становления гражданского общества является формирование политической культуры, которая, в свою очередь, включает три составляющих: знания об обществе и политике, отношения различных государственных и социальных структур, а также активные действия. Отсюда вытекает и цель работы клуба: передача знаний о политике, государственном устройстве, системе органов государственной власти России.

Клуб не является чисто теоретической организацией. К участию в заседаниях привлекаются представители органов местного самоуправления, общественные деятели, квалифицированные специалисты края.  Такие отношения учащихся и властей дают понять молодежи, что государство неравнодушно к ее судьбе и делает ставку именно на активность и инициативность молодого поколения.

Безусловно, работа с молодежью является важной частью социальной политики государства. Именно эта социальная группа является наиболее «уязвимой» и больше других подвержена влиянию происходящих в стране глобальных изменений и преобразований. Яркий тому пример – трагичные события Украины. Именно молодежь являлась активным участником  Майдана и входит во многие экстремистские организации. Отсутствие четко сформированной  политики в данной сфере привело ко многим последствиям: начиная от незнания истории и культуры, заканчивая уничтожением сограждан, травлей инакомыслящих, разрушением памятников и  культом национализма. Не зря утверждал Аристотель: «Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи».

Создание клуба старшеклассников как формы реализации задач формирования гражданской идентичности и политической культуры является наиболее эффективной формой организации проекта, так как:

  1. является проявлением инициативы самих учащихся,
  2. позволяет привлечь к работе неограниченное количество желающих проявить свою позицию,
  3. позволяет использовать разнообразные формы деятельности: организационная работа, встречи актива, расширенные собрания, работа с разновозрастными группами учащихся, организация информационного центра, анкетирование, и любые иные,
  4. позволяет рассматривать разноплановые аспекты прошлого и современности,
  5. разноплановые формы деятельности политического клуба позволяют реализовать творческий потенциал старшеклассников 6) является способом организации внеурочного досуга молодежи.

Методы решения задач:

  1. Собрания актива
  2. Анкетирование, анализ результатов
  3. Дебаты
  4. Дискуссии
  5. Пресс-конференции, брифинги
  6. Проведение политической информации
  7. Сотрудничество со СМИ
  8. Взаимодействие клуба с государственными органами, органами местного самоуправления, политическими партиями и иными общественными организациями. 
  9. Информирование: использование социальных сетей, сайта гимназии, информационного стенда для распространения информации
  10. Набор участников проекта

Заседание №1.

Круглый стол «Историческая память – как основа гражданской идентичности. Итоги участия в патриотической
акции «Помним! Гордимся!»

Заседание №2.

Заседание №4

Заседание на тему "Экстремизм – жизнь без будущего" (апрель 2016)

 

 

Создано 09.09.2012

Обновлено 15.05.2016