10 класс
 o поурочное планирование
 o уроки
 o тесты
 o словарь терминов
 o опорные конспекты и схемы
 o презентации

 11 класс
 o поурочное планирование
 o уроки
 o тесты
 o словарь терминов
 o опорные конспекты и схемы
 o презентации

 Навигация
 o карта сайта
 o в избранное

Сайт учителя биологии / 11 класс / Поурочное планирование курса

  • ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

    Общая биология

    11 класс

    урок

     

     
    Тема урока

                             

    Основное содержание урока

    1.      Теория эволюции  (40 часов)

    1.   

    Введение. Предмет и место эволюционного учения в биологии.

    Эволюционная теория, ее предмет, задачи, методы, практическое и теоретическое значение и связь с другими науками.

    2.   

    3.   

    Додарвиновский период в развитии биологии. Биология до I половины 19 века.

    Додарвиновский период в развитии биологии (Аристотель, К.Линней и другие).

    4.   

    5.   

    Биология в I половине 19 века. Первое эволюционное учение Ж.Б. Ламарка.

    Первое эволюционное учение Ж.Б.Ламарка, его основные положения и значение для развития эволюционной теории.

    6.   

    7.   

    Ч. Дарвин – основоположник теории эволюции.

    Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

    Науч­ные и общественно-исторические предпосылки возникновения дарвинизма: работы К.Бэра, Р.Мальтуса, Ч.Лайеля, создание клеточной теории, возникновение биогеографии, достижения практической селекции. Русские эволюционисты.

    8.   

    9.   

    Доказательства эволюции органического мира.

    Доказательства эволюции органического мира. Морфологические, анатомические, эмбриологические, палеонтологические, биогеографические, био­химические данные о развитии органического мира. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.

    10.   

    11.   

    Эволюционное учение Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

    Эволюционное учение Ч.Дарвина. Биография и научная деятельность Ч.Дар­вина. Уче­ние об искусственном отборе. Бессознательный и методический отбор.

     

    Практическая работа. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.         

    12.   

    13.   

     

     

     

    Эволюционное учение Ч. Дарвина, его основные положения.

     

    Дарвин о формах, закономерностях и причинах изменчивости. Доказательства эволюции природных видов. Борьба за существование, ее формы. Естественный отбор, его виды и творческая роль в формировании приспособленности и видообразо­вании.

     

    Практическая работа. Выявление изменчивости у особей одного вида.

     

    Исследовательская работа. Изучение биологического разнообразия своей местности и выявление факторов, способствующих его сохранению.

    14.   

    15.   

    Приспособленность организмов к среде и ее относительность.

     

    Лабораторная работа. Возникновение приспособленности организмов и ее относительность.

    Творческая работа. Изучение и выявление приспособленности видов к условиям окружающей среды  как результата эволюции.

    16.   

    Оценка эволюционного учения Ч.Дарвина и его значение для развития биологии.

    Оценка эволюционного учения Ч.Дарвина и его значение для развития биологии

    17.   

    Развитие эволюционной теории в последарвиновский период.

     

    Формирование эволюционной биологии и развитие дарвинизма как научного направления. Работы А.О.Ковалевского, И.И.Мечникова, Э.Геккеля, Ф.Мюллера. Попытки по­строения филогенетических родословных. Дарвинизм в России. Первые ша­ги синтеза дарвинизма с генетикой и экологией. Создание синтетической теории эволюции.

    18.   

    19.   

    Обобщение по теме «История развития эволюционных взглядов. Эволюционная теория Ч. Дарвина».

    Творческие отчеты учащихся по результатам выполнения исследовательских работ, творческих работ и рефератов.

    20.   

    21.   

    Основы эволюционного процесса с позиций современной синтетической теории эволюции.

     

    Генетические основы эволюционного процесса. Организм как объект изменчивости. Фенотип - основная единица отбора. Роль наследственной из­менчивости в эволюции. Мутации как основной материал для эволюционного процесса.

    22.   

    23.   

     

     

    Популяция - единица вида и эволюции.

     

    Генетический полиморфизм популяций как предпосылка ее эволюционных преобразований. Факто­ры генетической динамики популяций. Принцип популяционного равновесия. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга.

     

    Лабораторная работа. Анализ генотипической структуры популяции.

    24.   

    25.   

    Факторы эволюции.

    Факторы эволюции: изоляция, популяционные волны, мутационный процесс, естественный отбор, миграции, дрейф генов. Роль различных факторов в эволюционном процессе.

     

    Практическая работа. Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.

    26.   

    27.   

    Вид, его структура и критерии.

     

    История развития понятия «вид». Критерии вида (морфологический, физиологический, биохимиче­ский, генетический, экологический, географический и др.). Общие приз­наки вида (дискретность, численность, целостность, устойчивость, исто­ричность). Структура вида. Экологическая неоднородность.

    Лабораторная работа. Морфологический критерий вида.

    28.   

    29.   

    Микроэволюция.  Видообразование и его виды.

    Видообразование. Механизмы видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

     

    Практическая работа. Сравнение процессов экологического и географического видообразования

     

    30.   

    Макроэволюция и ее закономерности.

     

    Понятие о макроэволюции. Соотношение процессов микроэволюции и макроэволюции. Общие закономерности макроэволюции: прогрессивная направленность, историчность развития жизни, необратимость, прогрессивная специализа­ция.

    31.   

    Пути макроэволюции и их биологическое значение.

    Пути макроэволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Биологическое значение этих процессов.

     

    Лабораторная работа. Изучение явлений дивергенции и конвергенции.

    32.   

    33.   

    Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

     

    Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

    34.   

    Пути достижения биологического прогресса. Ароморфоз, идиоадаптация,  общая дегенерации, их соотношение в эволюционном процессе.

    Пути достижения биологического прогресса. Ароморфоз, идиоадаптация,  общая дегенерации, их соотношение в эволюционном процессе.

     

    Лабораторная работа. Выявление ароморфозов у растений.

     

    Лабораторная работа. Выявление идиоадаптаций у животных (на примере насекомых своей местности).

    35.   

    36.   

    Практическое использование эволюционных знаний

    Использование теории эволюции в сельском хозяйстве, практике и в де­ле охраны природы.

    Творческая работа. Выявление различных аспектов применения знаний о закономерностях эволюции органического мира в практической деятельности человека.

    37.   

    Обобщение по теме: «Теория эволюции»

    Творческие отчеты учащихся по результатам выполнения исследовательских работ, творческих работ и рефератов.

    38.   

    39.   

    Зачет по теме: «Теория эволюции»

    40.   

    2.      Возникновение и развитие жизни на Земле (18 часов)

    1.   

    Концепции и теории возникновения жизни на Земле.

     

    Концепции сущности и происхождения жизни на 3емле. Взгляды религии на происхождение жизни. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, опыты Л. Пастера. Материалистические представления о возникновении жизни. Космические гипотезы. Идеи В.И.Вернадского.

    2.   

    3.   

    Современные взгляды на происхождение жизни

    Современные взгляды на происхождение жизни; теория А.И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров.

    Исследовательская работа Анализ современных научных взглядов на возникновение жизни на Земле и оценка состояния современного научного знания в решении этого вопроса.

    4.   

    5.   

    Обобщение по теме: «Теории и гипотезы происхождения жизни на Земле».

    Практическая творческая работа. Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле.

    6.   

    Космические и планетарные предпосылки возникновения жизни на Земле.

    Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные. Химические предпосылки эволюции в направлении возникновения органических молекул: первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических  и органических молекул.

    7.   

    Развитие жизни в биосфере в архейскую и протерозойскую эры.

    Биосфера в архейскую и протерозойскую эры. Эволюция пробионтов. Значение работ С. Фокса и Дж. Бернала. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса. Изменение атмосферы и литосферы живыми организмами. Возникновение многоклеточности.

    8.   

    Жизнь в палеозойскую эру.

    Жизнь в палеозойскую эру. Основные направления эво­люции в палеозое. Эволюция растений, появление первых сосудистых растений. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных и пресмыкающихся.

    9.   

    10.   

    Характеристика органического мира в мезозое.

    Характеристика органического мира в мезозое. Основные направления эволюции и крупнейшие ароморфозы в эволюции органического мира в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся. 

    11.   

    12.   

    Основные направления эволюции в кайнозойскую эру.

    Основные направления эволюции в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция), развитие плацентарных млекопитающих. Развитие приматов.

    13.   

    14.   

    Многообразие органического мира – результат эволюции.

     

    Многообразие органического мира. Влияние деятельности человека на многообразие видов и биологические сообщества. Принципы систематики и клас­сификация организмов.

    15.   

    16.   

    Геологическая история развития территории вашей местности.

    Экскурсия. История развития жизни на Земле. Геологическая история развития территории вашей местности.

    Исследовательская работа. Изучение геологической истории вашей местности и изменений растительного мира в процессе эволюции.

    Исследовательская работа Изучение геологической истории вашей местности и изменений животного мира в процессе эволюции.

    17.   

    Обобщение по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле»

    Творческие отчеты учащихся  по результатам выполнения исследовательских и творческих работ.

    18.   

    Зачет по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле»

     

    3.      Происхождение и эволюция человека (18 часов)

    1.   

    Развитие пред­ставлений о происхождении человека.

    Развитие пред­ставлений о происхождении человека. Религия и наука о происхождении человека.

     

    Практическая работа. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

    2.   

    3.   

    Место человека в системе животного мира.

    Место человека в системе животного мира. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Сходство и отличия человека и животных.

     

    4.   

    5.   

     

     

    Эволюция предков человека.

    Основные этапы антропогенеза.

     

    Дриопитеки. Австра­лопитеки - ранние предшественники человека.

    6.   

    Древнейшие (питекантро­пы, синантропы) и древние (неандертальцы) люди.

    7.   

    Появление человека современного типа. Центры происхождения человека.

    8.   

    Движущие силы антропогенеза.

     

    Движущие силы антропогенеза. Свойства человека как биосоциального существа. Эволюция языка, речи, возникновение второй сигнальной системы. Роль в эволюции человека и его культуры. Особенности человека как вида. Генетическая и социальная наследственность. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Факторы эволюции современного человека.

    9.   

    10.   

     

     

    Биологическая и социальная сущность человека.

    Взаимоотношения биологического и социального в эволюции человека.

     

     Исследовательская работа. Изучение и анализ возможных направлений эволюции современного человека.

    11.   

    12.  е

    История поселений предков человека в вашей местности.

    Экскурсия. Палеонтологические раскопки поселений предков человека в вашей местности (музей).

    13.   

    14.   

    Человеческие расы и их происхождение.

     

    Человеческие расы и их происхождение. Значение изоляции и дрейфа генов в происхождении полиморфизма у человека. Адаптивное значение ра­совых признаков. Метизация.

     

    Практическая работа. Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас.

    15.   

    16.   

    Теории расизма и социального дарвинизма, их сущность и критика.

    Теории расизма и социального дарвинизма, их сущность и критика.

     

    17.   

    Зачет по теме: «Происхождение и эволюция человека»

    18.   

    4.      Основы экологии и учение о биосфере (44 часа)

    1.   

     

     

     

    Экология как наука, ее предмет, задачи, методы и значение.

     

    История экологии. Предмет, задачи и методы исследований современной экологии. Элементы экологических знаний в эпоху Возрождения. Экологические исследования в XIX веке (Ж.Б.Ламарк, Ч.Дарвин, А.Уоллес и другие). Развитие экологии в XXI веке. Возникновение учения об экосистемах. Структура и задачи современной экологии.

     Экология в системе биологических наук. Значение экологических исследований на современном эта­пе.

     

    2.   

    3.   

     

    Экологические факторы и приспособленность к ним организмов.

     

    Экологические факторы и адаптации организмов. Понятие об экологических факторах. Абиотические, биотические и антропогенные факторы.

    Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Биологический оптимум и пессимум. Ограничивающие факторы.

     

     

     

    4.   

    5.   

    Абиотические факторы среды и приспособленность к ним организмов.

     

    Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету, их приспособления. Фототропизм. Способы световой ориентации у животных. Фотопериодизм. Биологические ритмы.

    Температура. Основные способы регуляции теплообмена у животных и растений. Классификация организмов по отношению к температуре.

    Влажность. Роль влажности в жизни наземных организмов. Экологические группы растений по отношению к влаге. Способы регуляции водного баланса у растений и животных. Приспособленность организмов к дефициту влаги.

    Совместное действие температуры и влажности на живые организмы.

    Лабораторная работа. Изучение приспособленности организмов к влиянию различных экологических факторов.

    6.   

    7.   

    Среды жизни и приспособленность к ним организмов.

     

    Водная среда обитания, ее особенности. Приспособленность организмов к водной среде. Адаптации организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Почва как среда обитания, создаваемая жизнедеятельностью организмов. Организм как среда обитания, особенности обитания паразитических организмов, их приспособленность к среде. Приспособленность организмов к средам обитания как результат компле­ксного воздействия факторов среды.

    8.   

    9.   

    Биотические факторы.

     

    Взаимоотношения организмов. Основные типы биотических взаимоотношений между организмами одного вида и разных видов. Значение этих связей в при­роде.

    10.   

    11.   

    Экология популяций.

     

    Понятие о популяции в экологии. Структура популяций. Рождаемость и смертность в популяции. Способы регулирования численности особей в популяции. Последствия нарушения человеком природных связей.

    12.   

    13.   

    Биоценозы (биологические сообщества).

     

    Связи организмов в биоценозе. Понятие об эколо­гической нише. Структура биоценозов. Трофическая, пространственная и видовая структура биоценозов. Пищевые цепи и пищевые сети.

    Лабораторная работа. Изучение природных экосистем своей местности.

    14.   

    15.   

    16.   

    Экосистема. Понятие об экосистемах.

     

    Энергия и вещество в экосисте­мах. Экологические роли, выполняемые различными организмами. Пищевые цепи и поток энергии. Круговороты минеральных элементов питания.

    Практическая работа. Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем.

    Практическая работа. Составление схем переноса вещества и энергии в экосистемах (пищевых цепей и пищевых сетей).

    17.   

    18.   

    Экологические пирамиды

    Экологические пирамиды численности, биомассы и энергии, принципы построения и применение для изучения экосистем.

    19.   

    Свойства экосистем.

     

    Свойства экосистем: устойчивость, саморегуляция. Продуктивность экосистем.

    Исследовательская работа. Выявление и изучение факторов устойчивости природных экосистем.

    20.   

    Смена экосистем.

     

    Смена экосистем под влиянием различных факторов. Экологическая сукцессия.

    21.   

    Агроценозы, их сходство и отличия с природными экосистемами.

    Агроценозы, их структура и отличие от природных экосистем.

    Лабораторная работа. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. Изучение искусственной экосистемы аквариума.

    22.   

    23.   

    Лабораторная работа.

    Изучение экосистемы парка или сквера своего города (населенного пункта).

    24.   

    25.   

    Обобщение по теме: «Экосистемы и биологические сообщества»

    Практическая работа. Решение экологических задач.

     

    26.   

    27.   

    Обобщение по теме: «Экосистемы и биологические сообщества»

    Экскурсия. Изучение природных экосистем своей местности и сезонных изменений в них.

    28.   

    29.   

    Обобщение по теме: «Основы экологии»

    Лабораторная работа.

    Изучение экологического состояния своей школы (если имеется в наличии, то с использованием цифровой лаборатории «Архимед»)

    30.   

    31.   

    Охрана экосистем.

    Лабораторная работа.

    Изучение антропогенного влияния на природные экосистемы своей местности.

    32.   

    33.   

     

    Биосфера – живая оболочка планеты.

     

    Понятие о биосфере. В.И.Вернадский. Живое вещество планеты, его состав и значение. Биосфера, ее границы, распределение жизни.

    34.   

    35.   

    Функции живого вещества в биосфере.

    Функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, энергетическая, деструктивная.

    36.   

    37.   

    Биогеохимические циклы в биосфере

    Основные биохимические циклы биосферы. Круговорот воды. Роль круговоротов веществ в существовании биосферы

    38.   

    39.   

    Применение экологических знаний в практической деятельности человека.

    Применение экологических знаний в практической деятельности человека.

    40.   

    41.   

    Обобщение по теме: «Основы экологии и учение о биосфере»

    Творческие отчеты учащихся  по результатам выполнения исследовательских и творческих работ, рефератов.

    42.   

    43.   

    Зачет по теме: «Основы экологии и учение о биосфере»

    44.   

    5.      Биосфера и человек (10 часов)

    1.   

    Эволюция биосферы.

    Исторические изменения в биосфере. Ноосфера и место в ней человека.

    2.   

    3.   

    Влияние деятельности человека на биосферу.

    Основы рационального природопользования и охраны природы: защита от загрязнения природной среды, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами.

    Лабораторная работа. Антропогенное влияние на экологическое состояние вашей местности.

    4.   

    5.   

    Экология как научная основа охраны природы.

    Исследовательская работа. Изучение влияния и последствий деятельности человека на биоценоз смешанного или хвойного леса вашей местности

     

    Исследовательская работа. Изучение влияния деятельности человека на природные экосистемы.

    6.   

     

    Международное сотрудничество в решении экологических проблем

    Исследовательская работа. Анализ экологического состояния  вашей местности.

     

    7.   

    Практическая работа. Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.

    8.   

    Понятие об экологии человека. Экология и космос. Экология и будущее человека.

    Экологическое состояние природной среды и здоровье человека.

    Исследовательская работа. Экологический мониторинг здоровья населения своей местности.

     

    9.   

    Экологическое образование.

    Творческая работа. Оценка экологической грамотности учащихся вашей школы.

     

    10.   

    Обобщение по теме: «Биосфера и человек»

    Творческие отчеты учащихся  по результатам выполнения исследовательских и творческих работ.

    6.      Повторение и обобщение по курсу 11 класса (6 часов)

    1.   

    Повторение

    и обобщение по курсу «Общая биология. 11 класс».

    Эволюция органического мира. Основные понятия экологии. Эволюция человека и экология. Биосфера и влияние человека на нее в результате хозяйственной деятельности человека.

    2.   

    3.   

    Итоговое тестирование по курсу:

    «Общая биология. 11 класс».

    4.   

    5.   

    Итоговое тестирование по курсу:

    «Общая биология. 10-11 класс».

    6.   

     

     

    Лабораторных работ – 13:

    1.         Возникновение приспособленности организмов и ее относительность.

    2.         Морфологический критерий вида.

    3.         Выявление ароморфозов у растений.

    4.         Выявление идиоадаптаций у животных (на примере насекомых).

    5.         Анализ генотипической структуры популяции.

    6.         Изучение явлений дивергенции и конвергенции.

    7.         Изучение приспособленности организмов к влиянию различных экологических факторов.

    8.         Изучение природных экосистем своей местности.

    9.         Изучение экологического состояния своей школы (если имеется, то с использованием цифровой лаборатории «Архимед»).

    10.     Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. Изучение искусственной экосистемы аквариума.

    11.     Изучение экосистемы парка или сквера своего города.

    12.     Изучение антропогенного влияния на природные экосистемы своей местности.

    13.     Антропогенное влияние на экологическое состояние вашей местности.

     

    Практических работ - 11:

    1.Выявление изменчивости у особей одного вида.

    2.Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.

    3.Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора.

    4.Сравнение процессов экологического и географического видообразования.

    5.Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле.

    6.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

    7.Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас.

    8.Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем.

    9.Составление схем переноса вещества и энергии в экосистемах (пищевых цепей и пищевых сетей).

    10.  Решение экологических задач.

    11.  Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.

     

     

    Экскурсий - 3:

    1. История развития жизни на Земле. Геологическая история развития территории вашей местности.
    2. Палеонтологические раскопки поселений предков человека в вашей местности (музей).
    3. Изучение природных экосистем своей местности и сезонных изменений в них.

     

    Творческих и исследовательских работ - 15:

    1. Изучение и выявление приспособленности видов к условиям окружающей среды  как результата эволюции.
    2. Изучение биологического разнообразия своей местности и выявление факторов, способствующих его сохранению.
    3. Выявление различных аспектов применения знаний о закономерностях эволюции органического мира в практической деятельности человека.

    4.      Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле.

    5.Изучение геологической истории вашей местности и изменений растительного мира в процессе эволюции.

    6.Изучение геологической истории вашей местности и изменений животного мира в процессе эволюции.

    7.Анализ современных научных взглядов на возникновение жизни на Земле и оценка состояния современного научного знания в решении этого вопроса.

    8.Изучение и анализ возможных направлений эволюции современного человека.

    9.Изучение влияния деятельности человека на природные экосистемы.

    10.  Выявление и изучение факторов устойчивости природных экосистем.

    11.  Экологический мониторинг здоровья населения своей местности.

    12.  Изучение влияния и последствий деятельности человека на биоценоз смешанного или хвойного леса вашей местности.

    13.  Изучение влияния деятельности человека на городскую экосистему вашей местности.

    14.  Оценка экологической грамотности учащихся вашей школы.

    15.  Анализ экологического состояния  вашей местности.

     

     

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

    В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен знать и понимать:

    ·   основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

    ·   строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

    ·   сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

    ·   современную биологическую терминологию и символику;

    В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен уметь:

    ·   объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

    ·   устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

    ·   решать задачи разной сложности по биологии;

    ·   составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

    ·   описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

    ·   выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

    ·   исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

    ·   сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макроэволюцию и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

    ·   анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

    ·   осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

    В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для грамотного оформления результатов биологических исследований; обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


Вы также можете посетить сайт гимназии №25, нажав на эту ссылку

© Copyrights 2008 - Chukov Roman